Молодые ученые

Посвящается 80-летию Удмуртского государственного университета

У каждого Ученого свой путь в науку, своя история личностного и профессионального становления, заслуживающая пристального внимания, а иногда, восхищения. Ниже предлагаются истории, отражающие личный неповторимый опыт членов нашей Научной Школы. Опыт, которым делятся наши молодые ученые, лишний раз позволяет убедиться в том, как много зависит от самих людей, Учителей, которые сопровождают нас по жизни, а не только от обстоятельств. Девиз, который положен в основу деятельности Школы «In Congressu – Veritas» («Истина – во взаимодействии»), подчеркивает силу аспирантского братства, взаимопомощь и моральную поддержку, которую молодые ученые могут и должны оказывать друг другу.

Ирина Александровна Кузнецова

Кузнецова И.А.

Кузнецова Ирина Александровна закончила с золотой медалью школу №40 г. Ижевска. Проявив со школьной скамьи глубокий интерес к изучению иностранных языков, постижению культур разных стран и народов, Ирина сделала обоснованный выбор и в 1995 году поступила на факультет романо-германской филологии (ныне – Институт иностранных языков и литературы) Удмуртского государственного университета, который блестяще – с красным дипломом - окончила в 2000 году.

Не для кого ни секрет, что Учителя, с которыми нас сводит жизнь, играют огромную роль, как в нашем личностном, так и профессиональном становлении. Ирине Александровне выпал счастливый билет. Ее наставником стала Трофимова Галина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, человек, пользующийся заслуженным авторитетом педагогической общественности. Их сотрудничество началось с работы над курсовыми исследованиями, итогом которых стала представленная на пятом курсе выпускная квалификационная работа. Блестящей защите дипломного сочинения предшествовало участие в ряде студенческих научных конференциях, получивших высокую оценку со стороны, как профессорско-преподавательского состава, так и студенческого сообщества.

Проявив такие личностные качества, как целеустремленность, трудолюбие, требовательность к себе, уверенность в своих силах, нестандартность мышления, уже в студенческие годы Ирина Александровна попробовала свои силы в преподавательской деятельности. Опыт оказался очень удачным. Начало было положено.

Будучи творческим человеком, зрелой личностью, Ирина Александровна принимает решение сделать следующий шаг в своем личностном и профессиональном развитии. Она становится стипендиатом программы Fulbright, что дает ей возможность работать над магистерской диссертацией в университете Колорадо, а также бесценный опыт языковой практики и межкультурного общения.

Пройдя серьезную научную и языковую школу в ходе обучения в Соединенных Штатах Америки, Ирина Александровна возвращается в Удмуртский государственный университет и продолжает педагогическую деятельность в Институте иностранных языков и литературы, работая со студентами кафедре перевода и стилистики английского языка.

Совершенно логичным выглядит продолжение ее сотрудничества и с профессором Трофимовой Галиной Сергеевной. Именно под ее руководством Ирина Александровна приступает к работе над диссертационным исследованием по теме «Зарубежный опыт как основа технологии эффективного формирования управленческой культуры студентов – будущих педагогов». Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук была успешно защищена 29 сентября 2006 года на заседании Диссертационного Совета при Удмуртском государственном университете.

Будучи матерью двух малолетних детей, Ирина Александровна продолжает поддерживать связи с коллективом Научной Школы; она принимает активное участие в конференциях различного уровня, а также во всех мероприятиях, организуемых Научной Школой. В 2008 году в соавторстве с Трофимовой Г.С. издается учебное пособие «Образование: англо-русский / русско-английский тематический словарь с приложениями», которое получило Гриф УМО Минобрнауки Российской Федерации и рекомендовано к использованию в педагогических вузах страны.

Мария Владимировна Бовина

Бовина М.В.

Бовина Мария Владимировна является выпускницей 22-й школы г. Ижевска. Закончив школу с золотой медалью, Мария Владимировна поступила в Институт иностранных языков и литературы по специальность «Немецкий язык и литература», обучение в котором она с завершила в 2004 году, получив диплом с отличием. Обладая целеустремленностью и активной жизненной позицией, уже в студенческие годы Мария Владимировна принимала участие в международных программах DAAD (Немецкой службы академических программ); общение с носителями языка позволило Марии Владимировне накопить бесценный языковой материл, который был грамотно использован ею в выпускной квалифицированной работе.

В 2005 году Мария Владимировна поступила в очную аспирантуру по специальности 10.02.19 – теория языка и параллельно начала педагогическую деятельность на кафедре профессионального иностранного языка для гуманитарных специальностей УдГУ.

В 2005 году Бовина М.В. была зачислена в очную аспирантуру по специальности 10.02.19 – «Теория языка» но по объективным обстоятельствам перевелась на кафедру педагогики и педагогической психологии УдГУ. Ее научным руководителем стала профессор Трофимова Галина Сергеевна. Тема диссертации: «Учебное взаимодействие в академической группе как фактор социально-личностных компетенций студентов».

Мария Владимировна с неподдельным интересом и энтузиазмом приступила к исследованию выбранного проблемного поля – учебного взаимодействия в академической группе. Большую роль в этом, безусловно, сыграла личность ее научного руководителя.

Обучаясь в аспирантуре, Мария Владимировна принимала участие в научных конференциях различного уровня, опубликовала около 20 научных статей. Выполнив диссертационное исследование, успешно пройдя предзащиту на кафедре педагогики и педагогической психологии Удмуртского госуниверситета, работа была представлена на экспертизу в Диссертационный Совет Санкт-Петербургского государственного университета (именно там блестяще защитила диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата наук, а позже и докторскую диссертацию профессор Трофимова Г.С.).

В соответствии с требованиями Диссертационного Совета при СПбГУ Бовиной М.В. предстояло пройти повторную предзащиту уже в Санкт-Петербурге. Это оказалась настоящей проверкой на прочность, и, безусловно, потребовало от Марии Владимировны высокой степени научной эрудиции, выдержки, мужества. Рекомендации, сделанные членами Диссертационного Совета СПбГУ во главе с профессором Якуниным В.А., позволили завершить научный труд, который теперь соответствовал всем требованиям ВАК.

Ситуация сложилось таким образом, что в этот период Диссертационный Совет возобновил свою работу в г. Ижевске и Мария Владимировна была допущена к защите своего диссертационного исследования.

3 июля 2010 г. Бовина М.В. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования на тему: «Учебное взаимодействие в академической группе как фактор социально-личностных компетенций студентов».

Пройдя такой неординарный путь личностного и профессионального становления, Бовина М.В. подтвердила свою научную состоятельность и яркую неповторимую индивидуальность.

Марина Наилевна Сираева

Сираева М.Н.

В 2004 году Марина Наилевна Сираева с отличием окончила Институт иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета по специальности «Перевод и переводоведение».

Это был первый набор студентов по данной специальности, что явилось дополнительным источником мотивации и, безусловно, накладывало дополнительную степень ответственности на студенческую аудиторию.

Именно на первом курсе состоялась первая встреча Марины Наилевны с наставником и будущим научным руководителем профессором Трофимовой Галиной Сергеевной. Боевое крещение оказалось успешным.

Помимо интенсивной языковой подготовки, активной частью студенческой жизни стала и яркая внеучебная деятельность. Являясь старостой своей академической группы и активным членом студенческого сообщества, Марина Наилевна с энтузиазмом принимала участие в организации и проведении внеаудиторных мероприятий, таких как традиционный фонетический конкурс, День переводчика, конкурсы, посвященные творчеству ведущих зарубежных писателей и переводческому мастерству.

После окончания университета в 2004 году, Марина Наилевна быоа принята на кафедру профессионального иностранного языка для гуманитарных специальностей и начала вести практические занятия по английскому языку для студентов исторического факультета УдГУ. В настоящее время Марина Наилевна продолжает трудиться на этой же кафедре.

В 2005 году Марина Наилевна поступила в дневную аспирантуру при кафедре педагогики и педагогической психологии. Начался новый интересный этап профессионального развития.

Научным руководителем по ее диссертационному исследованию стала профессор Трофимова Г.С. Сираева М.Н. стала старостой аспирантского кружка. Обучаясь в аспирантуре, Сираева М.Н. приняла участие более, чем в 10 научных конференциях и симпозиумах различного уровня. Помимо этого, в 2007 и 2008 гг. Марина Наилевна принимала участие в Первой и Второй Всероссийской Олимпиаде среди аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, которая проходила в Российском государственном университете им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург). В 2008 году она стала победителем Олимпиады в номинации «Лучший научный продукт».

По завершении работы над диссертационным исследование ситуация сложилась таким образом, что Диссертационный совет при Удмуртском университете проходил реорганизацию и документы находились на рассмотрении в ВАК Министерства образования и науки РФ. Необходимо было искать выход из сложившейся ситуации. Поскольку научный руководитель Марины Наилевны Г.С. Трофимова является представителем Санкт-Петербургской Научной педагогической Школы, было принято совместное решение представить работу в один из Петербургских вузов, а именно – в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования. Параллельно, в Санкт-Петербургском государственном университете предзащиту проходила Бовина Мария Владимировна. В недавнем прошлом – однокурсники, а теперь коллеги по аспирантскому сообществу, они активно поддерживали, воодушевляли друг друга.

Для успешной экспертизы возникла необходимость изучить и проанализировать научные труды С.Г. Вершловского, Т.Г. Браже, Е.И. Бражник и некоторых других представителей Санкт-Петербургской Школы.

27 октября 2009 года состоялась защита диссертации М.Н. Сираевой на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

На сегодняшний день Марина Наилевна является активным членом Научной Школы Г.С. Трофимовой и с интересом принимает участие в жизни научного сообщества, помогает новому поколению аспирантов и соискателей, является помощником и соратником Г.С. Трофимовой.

Интервью с Натальей Владимировной Белокрыловой

Белокрылова Н.В.

Автобиографическая справка. Белокрылова Наталья Владимировна родилась 22 декабря 1976 г. в г. Воткинске. Закончила исторический класс и краеведческий клуб «Веди». Со школьной скамьи занималась научно-исследовательской деятельностью, участвовала в конференциях и олимпиадах. 1994-1999 гг. – учеба на Философско-социологическом факультете УдГУ. В 2002 г. закончила очную аспирантуру по социальной философии. Область научных интересов в аспирантуре по философии: онтология социальной реальности и языковая структура мифа. С 2001 г. – работа в качестве ассистента на кафедре педагогики и педагогической психологии Психолого-педагогического факультета УдГУ. 2001-2006 гг. учеба в аспирантуре по педагогике УдГУ. Успешная защита кандидатской диссертации по специальности 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования в диссертационном совете УдГУ в 2007 г. на тему: «Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей». В настоящее время работает на кафедре педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ и на кафедре философии и гуманитарных дисциплин Ижевской государственной медицинской академии. Область научных интересов: гуманная педагогика, педагогическая антропология, философия и история образования, философия.

Марина Наилевна: Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш путь в науку? Если я не ошибаюсь, Вы получили философское образование.

Наталья Владимировна: Мой путь в науку, наверное, начался с 10-го класса. Тогда я перешла в специализированный «исторический класс» (основателем его был Г.С.Фокин), где углубленно стала изучать историю отечества, краеведение и обществоведение. С этого времени я стала заниматься в историческом клубе «Веди» под руководством мудрого и компетентного наставника – З.А.Владимировой, у которой многому научилась в плане написания газетных статей, рефератов, докладов. Много читала под руководством талантливого учителя и любимого многими учениками школы И.А.Сорокина.

Такая подготовка мне помогла принять участие в олимпиаде по философским дисциплинам и выиграть главный приз – поступление в ВУЗ без экзаменов на философско-социологический факультет.

Обучаясь на таком интересном факультете, я с готовностью принимала участие в конференциях, много времени проводила в библиотеке, читая не только критическую литературу, но и сами произведения по философской и социальной тематике. Так формировался мой научный язык, навыки исследователя, укреплялась жажда познания. Меня все больше стал привлекать мир науки. Это было, конечно, благодаря прекрасным наставникам, которые помогали учиться, объясняли доступно материал, относились доброжелательно. Запомнились яркими лекциями и нестандартностью мышления: Н.С.Ладыжец, В.Л.Круткин, О.Н.Бушмакина, Л.Н. Ляхова, Л.А.Сабурова, Т.А.Пичугина и др. Поэтому вполне закономерно, что я захотела после окончания ФСФ заниматься научно-исследовательской работой. Я очень благодарна О.Н. Бушмакиной, которая дала согласие на поступление к ней в аспирантуру. Я провела три счастливых года, обучаясь в ракурсе социальной онтологии под руководством Ольги Николаевны. Это было время, когда я спешила на аспирантский семинар, потому что каждое занятие было событием. Мы читали первоисточники, обсуждали вместе проблематику современных философских проблем – это было настоящее умственное пиршество. Трудное становилось понятным, материал близким, хотелось творить и осваивать новые высоты и стремиться к открытиям!

Марина Наилевна: И как же вы оказались в педагогике после аспирантуры по философии?

Наталья Владимировна: Ольга Николаевна порекомендовала меня вести курс «Педагогическая антропология», который был востребован кафедрой педагогики и педагогической психологии. Так я оказалась на новой кафедре.

Марина Наилевна: На кафедре, где произошла встреча с профессором Галиной Сергеевной Трофимовой?

Наталья Владимировна: Да, кафедра педагогики всегда имела целое педагогическое созвездие ярких личностей. Таких как: Э.А. Мальцева, С.Л. Копотев, Г.С. Трофимова, Н.М. Костина и других талантливых специалистов, их учеников. Я всегда училась у каждого преподавателя кафедры профессионализму личности и профессионализму деятельности.

Марина Наилевна: Как складывалось сотрудничество с доктором педагогических наук, профессором Трофимовой Г.С.?

Наталья Владимировна: Замечательно складывалось. Я благодарна Галине Сергеевне за то, что она взяла научное шефство надо мной и я стала в скором времени ее соискательницей.

Марина Наилевна: Чему вы научились у Галины Сергеевны?

Наталья Владимировна: Галина Сергеевна большой энтузиаст в своей области, она умеет будить мышление ученика от спячки, находиться в неуспокоенности, когда есть столько нерешенных научных проблем, не боится осваивать новое. У нее поразительная научная интуиция, дар вдохновителя и она всегда на пульсе новых веяний в науке, всегда понимает, в чем научная новизна той или иной проблемы. Я научилась у нее, как у своего, получается, второго научного руководителя по диссертации тому, как создавать научный текст, проводить педагогический эксперимент, точно и лаконично осуществлять интерпретацию получившихся данных.

Марина Наилевна: Во что вылилось ваше сотрудничество?

Наталья Владимировна: Я защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Трофимовой Г.С. по специальности 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования в диссертационном совете УдГУ в 2007 г. на тему: «Педагогические условия развития гуманистической центрации студентов – будущих учителей». Мой научный руководитель поддержала идею, чтобы в тексте диссертации выразить гуманизацию образовательного процесса – то, что составляло предмет моей профессиональной деятельности. Она верила, что я смогу это сделать и не уставала каждый раз читать без конца мои «несовершенные опусы», и, в конце концов, этот процесс завершился успешным результатом.

Марина Наилевна: Кроме исследовательской деятельности вы как-то еще взаимодействовали с Галиной Сергеевной?

Наталья Владимировна: Да, конечно. Галина Сергеевна была организатором ряда конференций на уровне УдГУ и школ города. Я принимала в них участие. После своей защиты по ее рекомендации я оппонировала по диссертации, писала отзывы на диссертации и авторефераты.

Марина Наилевна: А вне науки вы общаетесь с Галиной Сергеевной?

Наталья Владимировна: Галина Сергеевна очень отзывчивый человек с великолепным чувством юмора и замечательный рассказчик, обладающий даром слова, поэтому с удовольствием по возможности общаюсь с ней на самые разные темы и всегда наполняюсь чем-то новым, получаю определенный заряд энергии и пожелание идти вперед по дороге науки к новым высотам. Я очень это ценю и стараюсь сберечь эту важную для меня ниточку отношений.

Марина Наилевна: Почему все-таки вы остались работать на кафедре педагогики и педагогической психологии, Наталья Владимировна?

Наталья Владимировна: Вы знаете, я поняла, что педагогика – это мое призвание. Я чувствую себя на своем месте. Мне доставляет удовольствие работать со студентами, всегда радуюсь их успеху, их росту, их свершениям. Педагогика для меня – это живая жизнь, это самосовершенствование человека, его самостановление. Я радуюсь, открывая новые смыслы в привычных понятиях: Учитель, Ученик, Урок. Педагогика выросла из философии. Поэтому я никуда не ушла от того, что изучала, что открывала. Педагогика для меня открывается как философия образования. А это всегда будет востребовано жизнью и социумом.

Марина Наилевна: Скажите, пожалуйста, что входит в задачи Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», который вы возглавляете?

Наталья Владимировна: Удмуртское региональное отделение Общероссийского Центра Гуманной педагогики основано 8 марта 2009 года на базе Института педагогики, психологии и социальных технологий как структурное подразделение Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики». Оно основано для объединения в масштабах республики учителей ВУЗов, школ, училищ, лицеев, воспитателей детских садов, родителей, разделяющих идеи Гуманной педагогики.

Отделение создано для изучения наследия педагогов-классиков, для обмена опытом с педагогами, работающими в русле реализации идей Гуманной педагогики в образовательном процессе, в том числе и гуманно-личностного подхода Ш.А. Амонашвили, для содействия развитию культурного и научного сотрудничества.

Марина Наилевна: Наталья Владимировна, среди аспирантов, как известно, довольно сильно развито чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Что на Ваш взгляд является тем фактором, который способствует этому?

Наталья Владимировна: По-настоящему люди науки – это бескорыстные люди, содействующие, на мой взгляд, благу друг друга. Пусть науки очень непростой путь и выжить на нем одному просто невозможно. Нужно сообщество родных душ, которые думают в том же направлении что и ты, переживают жажду познания, желание открыть новое, которых можно назвать подвижниками. Это способствует их объединению и ведет к естественной поддержке друг друга. Любое объединение невозможно, если не будет интеллектуального и эмоционального начала, начала научного руководителя этих аспирантов. И если руководитель сам оказывает помощь своим подопечным, «вкладывается» в них душой и интеллектом, то его ученики действуют по методу примера и тоже поддерживают друг друга.

Марина Наилевна: И в завершении, в преддверии 80-летия нашего Университета, чтобы Вы хотели пожелать тем, кто только начинает тернистый, но столь интересный путь в науку?

Наталья Владимировна: Я бы пожелала им веры в себя, любви к избранному направлению, выдержки, героизма духа, юмора и новых свершений, которые их ждут впереди! Только надо быть смелым и сделать этот первый шаг в науку и пусть начинающийся путь с этого первого шага будет светлым и добрым, и на нем встречаются доброжелатели, единомышленники и «единоделательники». Новых дорог вам, путники в мир науки!

Алла Леонидовна Колзина

Колзина А.Л.

Колзина А.Л. В 1990 году с «отличием» закончила исторический факультет Удмуртского государственного университета. В этом же году начала работу в качестве ассистента, а затем старшего преподавателя на кафедре новой и новейшей истории этого факультета.

За время двадцатилетней преподавательской деятельности Алла Леонидовна работала со студентами дневного и заочного отделений специальностей «История», «Международные отношения», «Регионоведение». Ею разработаны и читаются курсы "История стран Азии и Африки в новое время", "История региона", «Экономика и экономическая география региона», «Социально-политическая структура региона», «Современные международные конфликты и пути их разрешения», «Культура, литература и религия стран Западной Европы», «История мировых религий», «Введение в профессию» и др. Для студентов ФПИЯ специальности «Перевод и переводоведение» разработан и читался курс лекций «История культуры и языков стран Западной Европы».

Занятия проводятся на высоком теоретическом и методическом уровне, творческий подход преподавателя позволяет активизировать учебный процесс студентов за счет использования разнообразных методических приемов (ролевые игры, "пилотные" задания, тесты, кроссворды).

Алла Леонидовна успешно и эффективно руководит студенческими дипломными и курсовыми работами, педагогической практикой студентов, организует и проводит Олимпиады по регионоведению и международным отношениям среди студентов исторического факультета. Под ее руководством команда студентов ИФ неоднократно занимала 1 место во Всероссийской олимпиаде по регионоведению среди студентов вузов.

Поворотным моментом в своей учебно-методической деятельности Алла Леонидовна считает встречу с профессором Галиной Сергеевной Трофимовой на одной из научно- практических конференций, на которой Галина Сергеевна подвергла конструктивной критике ее выступление, ориентированное на описание практического опыта преподавательской деятельности, с требованием необходимости научного анализа деятельности преподавателя и студента. В 2007 г. Алла Леонидовна была зачислена соискателем и под непосредственным руководством и идейным вдохновением Галины Сергеевны начала постигать азы научного творчества и осваивать процесс формирования нового научного знания. Постепенно определился круг ее научных интересов. Это – проблемы индивидуализации профессионального образования и профессионального развития студентов. Ею разработана структурно-содержательная модель профессионального развития студентов, реализация которой обеспечивает динамику этого процесса и позволяет студентам определить выбор направления индивидуального профессионального развития. Определены инновационные дидактические средства обучения студентов в соответствии с профессиональной деятельностью историка, а также организационно-методическое сопровождение процесса обучения студентов выбору направления индивидуального профессионального развития.

В мае 2011 г. на заседании Диссертационного совета при Удмуртском государственном университете Алла Леонидовна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования на тему: «Система дидактических игр как основа выбора направления профессионального развития студентов, будущих историков».

С 2004 г. Алла Леонидовна является куратором 1 курса, с апреля 2007 г. по настоящее время - заместителем декана ИФ по внеучебной и воспитательной работе. Совместно со студентами организуя мероприятия факультетского, университетского, межвузовского, регионального и всероссийского уровней, Алла Леонидовна на практике реализует результаты своего диссертационного исследования. Так, разработанная студентами ИФ под ее руководством деловая имитационная игра «Ижевская Модель ООН», в 2010 г. признанная лучшим студенческим проектом УдГУ, в 2011 г. получила признание на Всероссийском уровне.

А.Л. Колзина не теряет связей с Научной Школой Г.С. Трофимовой, участвует во всех ее начинаниях.